Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

На шлюпке до Москвы

21 Апреля 2016

На шлюпке до Москвы

1936 год вошел в историю Ижемского края двумя легендарными переходами. Лыжный поход Щельяюр – Москва, посвященный X съезду ВЛКСМ, стартовал 1 января и продлился полтора месяца. За это время пять мужественных печорских речников преодолели расстояние в 2329 км (по другим источникам 2600 км). Этому событию была посвящена выставка в Ижемском музее. Но замечательной страницей истории нашего района  является еще и летний переход до столицы нашей Родины, когда шесть юных и отважных стахановцев затона Щельяюр на двухпарной шлюпке совершили небывалое путешествие Усть-Уса – Москва, приуроченное к 15-летию Коми области.

Руководителем похода был назначен заведующий учебной частью Щельяюрского ФЗУ, Лемзаков Пантелеймон Иванович (1908 г.р.) – один из самых молодых участников гражданской войны на Севере. По специальности – слесарь-механик, производственный стаж которого насчитывал без малого десять лет. Руководством характеризовался как дисциплинированный, инициативный.

Также в состав команды входили работники затона и школы ФЗУ:

Фотиев Николай Васильевич (1914 г.р.) – политрук, комсорг похода. С 1931 г. – член ВЛКСМ, образование средне-специальное (окончил электротепловой техникум г. Сыктывкар). Работал в затоне Щельяюр в качестве техника-плановика, нес нагрузку комсорга первичной организации затонуправления. Дисциплинированный, всегда активно участвовал в общественной работе.

Болотников Давид Платонович (1918 г.р.) – первый боцман похода, с 1936 г. член ВЛКСМ. По социальному положению - колхозник. Ученик школы ФЗУ, отличник по всем предметам, активный участник общественной работы школы.

Федосеев Александр Иванович (1918 г.р.) – представитель славной династии печорских водников и второй боцман похода. Член ВЛКСМ с 1933 г. Масленщик-токарь с производственным стажем пять лет, производственные задания выполнял до 270 процентов.

Чупров Семен Иванович (1908 г.р.) – хозяйственник похода. Котельщик пятого разряда.

Канев Александр Павлович (1914 г.р.) – повар похода. Член ВЛКСМ с 1931 г. В Печорском бассейне с ученика судомеханика продвинулся до второго помощника механика, работал масленщиком парохода «Металлист».

 

Строительство судна, на котором совершилось легендарное плавание, производилось в мастерских Шельяюрсого ФЗУ под личным руководством П.И. Лемзакова. На так называемой шлюпке с парусом и веслами, были предусмотрены сидения для 4-х гребцов. Для хранения продуктов и одежды на носу лодки соорудили специальный отсек. Судну дали название «Вымпел». Так как управление Печорского пароходства в то время находилось в Усть-Усе, шлюпку подняли туда на пароходе. В день отправления – 12 июня 1936 г. – в село прибыли представители всего Печорского края.

Газета «Водный транспорт» в выпуске от 16 августа 1936 г. так описывала события давних лет: «Последнее напутствие. В комнату политотдела вошли комсомольцы – участники шлюпочного перехода. Загорелые, в спецкостюмах, с белыми зюйдвестками в руках, скромно уселись на стульях. Здесь их ждал заместитель секретаря обкома комсомола т. Душин. В товарищеской беседе т. Душин расспросил участников перехода о подготовке, ясно ли они представляют цель перехода, сознают ли они всю ответственность порученного им дела? В заключение беседы т. Душин сказал: «Поход на такое большое расстояние в Коми области совершается впервые. И поэтому он должен быть образцовым. Помните, что вы, представители Ленинского комсомола, отвечаете не только за форму, но и за содержание похода. Поход этот должен войти, как одна из славных страниц, в историю Коми области. Перед вами большие трудности впереди, но я вполне уверен, что вы с возложенными на вас задачами справитесь».

После митинга и напутственных слов начальника пароходства Н.Г. Сорокина, начальника политотдела С.Я. Самойлова и секретаря Печорского окружкома ВЛКСМ М.Ф. Филиппова под прощальные свистки катеров и буксиров, возгласы населения спортсмены отчалили от берега.  Маршрут следования определили следующий: около 800 км вверх по Печоре до реки Волосница и 40 км по ней. Затем волоком по суше выйти на приток Камы и спуститься до Волги. Далее вверх по течению добраться до г. Горький (ныне Нижний Новгород), и по Оке дойти до устья реки Москва. И, наконец, через 176 км достигнуть столицы страны. Маршрут был очень сложным: на первых этапах проходил по малоисследованным местам, часто приходилось плыть против течения.

Воспоминания А.И. Федосеева, впервые опубликованные на коми языке в газете «Коми му» от 6 июля 1996 г., дают ясное представление о ходе путешествия: «Наверное, до смерти не забуду день 12 июня 1936 г. Тихо и солнечно. На крутом берегу собралось все население. В то время Усть-Уса была многолюдной.... После митинга стали грести вверх по Печоре. Ни дуновения ветра. Погода не помогала нам и дальше. Печору пришлось преодолевать на веслах против течения. Ох, и тихо, и красиво было на реке! Хотели попасть Волосницей на Вишеру, но опоздали, вода спала. Пришлось от Якши тащиться волоком старым Печорским трактом. 70 км тащили волоком с помощью лошадей. Вышли на Колву, дошли до с. Петрицево. Дальше плыли Колвой, Вишерой, Камой. По Волге пришлось поднапрячься – плыли против течения. Потом долго поднимались по рекам Ока и Москва. Плыли по 7 рекам. 4005 км прошли за 69 суток. За сутки проходили почти 60 км.

Так как поход был приурочен к 15-летию Коми области, пришлось спешить. Конечной цели нужно было достигнуть 22 августа. В столицу приплыли на 2 дня раньше. Но по Москве реке зашли не потому притоку. Потеряли часа 2. Заметили и вернулись. Смотрим: на полуглистере плывут и ищут нас. Ох, и много людей собралось на речном вокзале. Было что-то на подобие митинга. Нас завели в ресторан, потом отвели в наркомат транспорта. На душе было светло. Пришли в наркомат, нас завели к министру (наркому). Он поздоровался со всеми за руку, а потом сказал: «Ну и одежда на вас, героям такая не подобает». Нас сразу отвели на склад наркомата, одели в новую форму. Потом – в ГУМ. Всем купили новые костюмы. Начались бесконечные, так называемые, приемы в отделах наркомата, спортклубах, ЦК профсоюзах».

Месяц отважные работники затона Щельяюр пробыли в Москве. При этом центральный комитет речников постановил: «…отмечая выдержку и настойчивость участников шлюпочного похода тт. Лемзакова, Фотиева, Чупрова, Канева, Федосеева и Болотникова, покрывших в тяжелых условиях на шлюпке путь в 4000 км от Усть-Усы до Москвы за 69 дней, наградить всех участников грамотами ЦК, именными часами и объявить благодарность. Также объявить благодарность председателю Печорского басскомреча т. Бобыку за организацию двух трудных походов – зимнего на лыжах Печора – Москва и летнего шлюпочного. Отпустить спортивному обществу «Вымпел» на расходы по приему участников перехода 7700 рублей». Как не жаль было, лодку пришлось передать московскому спортобществу. Назад печорские водники добирались через Архангельск.

«То, что трогает сердце, хранится в памяти много лет, – вспоминал А.И. Федосеев. – Веселого и хорошего, как и тягот, было много. До сих пор греют душу воспоминания о дне, когда встречались с жителями Добрянки на Каме. Как родных водили нас по цехам завода, состоялся банкет. Особенно радостно мне становилось от того, что отец был с Камы. Как на Родину попал. В Добрянке жили 2 сестры мамы. Было еще много встреч в каждом крупном селе и поселке. Мы знакомили жителей с Печорским краем, историей пароходства, с новостями и достижениями Коми края. Особенно отличился при этом наш политрук Николай Фотиев».

Позднее шестеро юношей с большими сердцами, жившие с общей идеей о прославлении Печорского пароходства, защищали нашу Родину в Великой Отечественной войне, были представлены ко многим наградам. В мирное время многие из них вернулись в родной сердцу поселок. Например, Фотиев Николай Васильевич, придя с фронта, посвятил себя работе на Щельяюрской РЭБ, Федосеев Александр Иванович был назначен директором нового учреждения (объединенных ФЗО и РУ-4) и проработал на этой должности 28 лет. Уехал в Сосногорск П.И. Лемзаков, но тяга к любимым местам не исчезла. В 1959 г. он, будучи директором Сосногорского СПТУ-9, предпринял очередное плавание и преодолел по Печоре и ее притокам 2500 км за 50 дней. Так, спустя многие годы Пантелеймон Иванович вновь встретился с Ижемским краем.

 

П.И. Лемзаков

Н.В. Фотиев

Д.П. Болотников

А.И. Федосеев

Грамота за удачный поход

 



Возврат к списку