Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Гражданская война в творчестве Канева Ф.Е.

Гражданская война в творчестве Канева Ф.Е.

Гражданская война в творчестве Канева Ф.Е.

В 2011 году в фонды музея поступили уникальные произведения самодеятельного художника Федора Ефимовича Канева, имя которого на тот период было мало кому известно на исторической родине. Организованная выставка дала возможность широкому кругу людей познакомиться с жизнью и творчеством художника. Его работы, передающие с особой точностью исторические события, происходившие в родном крае в начале 20 века, вызвали огромный интерес земляков. Родился Федор Ефимович в д. Ласта Ижемского района в 1920 году. В два года оставшись сиротой, был взят на попечение родной тетей по отцу. Новая семья окружила маленького Федю любовью и заботой, искренне радовалась творческим способностям сына. В 1940 году Федора Канева призвали на службу в армию. Приметив задатки художника, товарищи-сослуживцы советовали ему обязательно поступать в художественное училище, развивать свой талант. Но в творческие планы вмешалась война. В октябре 1941 года в боях под Оршей Федор Ефимович получил тяжелое ранение, в результате которого лишился правой руки. Можно только догадываться, какие чувства испытывал в тот тяжелый период молодой парень. Ведь ему предстояло прожить жизнь - борьбу, преодолев себя, попытаться быть нужным своему народу, своей родине. И это у него получилось. Вернувшись домой после длительного лечения с Орденом Красной Звезды, Федор Ефимович как в бою трудился секретарем Ижемского леспромхоза. Вспоминаются слова из дневника Фёдора Ефимовича, сказанные Хозяиновым Михаилом Ивановичем в феврале 1944 года при их последней встрече: «Что приуныл, племяш?.. Не горюй, Федюша. Хоть ты и остался без руки, однако выбьешься в люди…» Эти слова дяди стали своего рода благословением в дальнейшей судьбе.
Создание замечательной семьи, переезд в Ухту, работа в аэропорту, вместе с тем постоянный сбор исторического материала - эти этапы жизни длиной почти в тридцать лет стали своего рода подготовкой перед важным, может даже одним из главных дел его жизни.
Впервые после долголетнего перерыва, преодолев себя, с надеждой, что у него все непременно получится, он взял в руку кисть. В свое время письмо из Тульского госпиталя, написанное в первый раз левой рукой, ему тоже далось нелегко.
Чуть больше чем за год он пишет одиннадцать живописных работ, в большей части которых Федор Ефимович изображает события Гражданской войны на Ижме. Воспитание в семье Хозяинова Егора Ивановича, участника революционных событий, во время которых он был на стороне большевиков, уже с детского возраста формировало у мальчика жгучий интерес к данной теме. Слушая рассказы близких родственников, переживших горькую судьбу, собирая по крупицам сведения в архивах, у Федора Ефимовича накопился большой багаж исторических эпизодов той войны. Они остались на картинах для будущего поколения, как память о годах тяжелых испытаний.
Борьба за установление Советской власти в Печорском уезде началась с января 1918 года. В крайне тяжелой обстановке создавались советы в нашем крае. Народ был напуган, не знал, к какому лагерю примкнуть. Общество разделилось на красных и белых. Но основная часть населения оставалась нейтральной, она была вынуждена поддерживать те вооруженные силы, которые находились в данный момент на его территории. Ижма три раза переходила из рук в руки.
Н. К. Хатанзейский в своей книге «Ижма. История и современность» так описывает один из самых кровопролитных в боев истории Коми на территории села Ижма. 
"30 декабря вошел в Ижму небольшой партизанский отряд В. Завьялова, а в ночь на 31 декабря около 300 белогвардейцев под командованием подпоручика Василия Хозяинова сделали попытку отбить село. Ворвались они на оленьих упряжках и на лыжах. Им удалось окружить штаб красных партизан, занимавший дом С.Норицына, и поставить там свою охрану с пулеметом. О случившемся сообщили военному комиссару Печорского уезда А.И. Терентьеву, который вместе с двумя партизанами уничтожил охрану штаба и освободил красных командиров. Бой разгорался с каждой минутой. В верхнем конце села заработал пулемет отряда Завьялова, который вызвал смятение среди атакующих. Белогвардейская разведка, видно, не успела сообщить наступавшим об этом отряде. По воспоминаниям Василия Ивановича Терентьева, принимавшего участие в этом бою, многие партизаны храбро отбивались от врага, особенно отличился Михаил Степанович Канев, уничтоживший не одного белогвардейца. В бою тяжело ранило командира отряда белых - Хозяинова, помощники его офицеры Новиков и Рочев не смогли поднять партизан на очередную атаку. С рассветом белые покинули село. В этой ночной стычке потери с обеих сторон составили 80 человек."

Данное событие Федор Ефимович воплотил в двух картинах:
- «Наступление белых на Ижму в ночь на 31 декабря 1918 года»
- «Ижемские партизаны в предновогоднюю ночь с 30 на 31декабря 1918 года»

Еще одна работа, которая называется «Восстание солдат пулеметного гарнизона Ижмы 10-го стрелкового белогвардейского полка», рассказывает о событии, когда в февральские дни 1920 года в Ижме вспыхнул бунт расквартированных в селе солдат нестроевой роты и пулеметной команды 10 Северного Печорского полка. Бунтовщики арестовали штаб Печорского района Северного фронта во главе с В. Ахаткиным. Поводом для бунта послужил слух о переброске 10 полка белых сначала в Архангельск, потом в Норвегию. Солдаты полка, в абсолютном большинстве коренные жители Ижмы и Печоры, покидать родные места не желали и пошли на открытое выступление. Отряды, направленные из Усть-Ухты и Усть-Щугора для подавления бунта, присоединились к восставшим.
В конце февраля 1920 года в Ижме организовался революционный комитет Печоры, который признал власть Советов.
Картины Федора Ефимовича представлены на постоянной экспозиции Ижемского музея, а репродукции картин используются в сувенирной продукции.

Изучая гражданскую войну в Ижмо-Печорском крае, Федор Ефимович особенно проникся интересом противостояния красных и белых в Изваильской волости. Историю обороны села он описал в историческом повествовании «Крепость Извайыла». К сожалению, рукопись не издавалась. В архиве родных Федора Ефимовича хранятся такие картины как:
- «Казнь Извайылских партизан»
- «Застава Извайылских партизан под Гажа-Ягом 7-го июля 1919года»
- «Оборона на терассе красных партизан в селе Извайыле»
- «Гупповая разведка Извайыльских красных партизан в июле-августе-сентябре 1919 года»
- «Расправа на Извайыльских партизан 27-го ноября 1919 года»
Также Федор Ефимович работал над проектом обелисков в память погибших в Гражданской войне, сам проектировал обложку для своей повести.
Главное, что старался изобразить Федор Ефимович в своих картинах - это правду окружающего его мира в своем понимании, запечатлеть волнующие кусочки жизни. Ф.Е. Канев – яркий пример стойкости человеческого духа. Обладая такими качествами, как упорство и жизнелюбие, он сумел оставить на своем пройденном пути заметный след.

Антонина Артеева


Возврат к списку