Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Печeра-Мöсква

Печeра-Мöсква

С 1935 года по всей стране ширился размах стахановского движения за перевыполнение сменных и дневных заданий, за примерное отношение к труду. Это патриотическое движение близко к сердцу восприняли и речники Печоры. В декабре 1935 года по инициативе политуправления Печорского бассейна было принято решение об участии работников Щельяюрской РЭБ во всесоюзный слет речников, посвященном X съезду ВЛКСМ. Перед молодыми людьми была поставлена задача – совершить лыжный переход от Щельяюра до Москвы и передать в столицу рапорт о ходе зимнего судоремонта на Печоре и стахановском движении среди речников.

Лыжников, желающих принять участие в данном пробеге, оказалось больше, чем требуется. Появилась необходимость устроить отборочные соревнования. Для этого устраивались бассейновые лыжные кроссы – тренировки, которые должны были выявить лучших. Интерес к лыжным гонкам был очень большой. В них участвовали щельяюрские и усть-усинские речники, и даже девушки. В течение 2-х с половиной недель совершались почти ежедневные броски по 55-65 км. С каждым днем ряды лыжников таяли, а соревнования становились все жарче. Наконец, было принято решение 25 декабря провести последний заключительный марш-бросок по маршруту: Диюр – Усть-Цильма – Хабариха. Из Диюра стартовало 15 лыжников, до Хабарихи дошло лишь 5. Среди них трое уроженцев Ижемского района: Семяшкин Михаил Алексеевич (1904 г.р., уроженец с. Брыкаланск); Рочев Яков Николаевич, (1913 г.р., уроженец д. Гам), матрос  земснаряда; Малютин Николай Степанович (1906 г.р.), бригадир плотников, политрук перехода. И два лыжника из Усть-Усы: Смольников Геннадий Константинович (1912 г.р.),  помощник механика пароход «Георгий Иванов» и «М. Шолохов»; Попов Геронтий Викторович (1916 г.р.), кочегар парохода «Товарищ». Стало ясно, кому достанется честь совершить переход. Командиром отряда лыжников назначили Михаила Алексеевича.

 1 января 1936 г. пять будущих героев стояли около клуба речников в п. Щельяюр, готовые отправиться в далекий путь. Событие вылилось в праздник. Площадка не вмещала всех желающих. Командиру перехода торжественно вручен трудовой рапорт. После короткого ответного слова М.А. Семяшкина, в котором он пообещал с честью преодолеть заданное расстояние, команда отправились в путь.

С самого начала все, казалось, было направленно против лыжников. Повалил мокрый снег. Началось потепление. Лыжи совсем не скользили. Одежда не подходила для такой погоды. В суконных гимнастерках и фуфайках лыжники обливались потом. В первый день перехода мужчины преодолели дистанцию в 73 км и заночевали в Усть-Цилемском районе. Затем путь пошел по старинному тракту Усть-Цильма – Архангельск.

На третий день перехода подул сильный встречный ветер. Он поднимал в небо тучи снега, больно бил в лицо, слепил глаза. Очищал от снежного покрова лед на реке Цильме. Да так, что пришлось снимать лыжи и преодолевать десять километров пешком. Прикорнув несколько часов на станции Власа, пришлось снова выдвинуться в дорогу.

На восьмые сутки перехода лыжников встретил специально посланный человек из Усть-Вошки. Печорских речников радушно приняли, обеспечили теплым ночлегом, предложили баню. Впереди лыжников ожидал Архангельск. Но до этого предстояло преодолеть еще не одну сотню километров. В деревне Косково, находящейся в 52-х километрах от Архангельска лыжников встретил парторг печорского пароходства П.Л. Бондарь. Ватные фуфайки заменили на лыжные костюмы, команде предложили ужин, ночлег. 14 января мужчин торжественно встречали на площади, переполненной людьми, играли два духовых оркестра речников и моряков.

Теперь путь лежал на Вологду. 26 января лыжники достигли Шенкурский район, затем г. Вельск. Следующий – Харовский район – запомнился тем, что стояли сорокоградусные морозы. Грелись в каждом населенном пункте. Шестого февраля лыжники достигли Вологды, где был отмечен своеобразный рубеж – пройдено без малого две тысячи километров от Щельяюра.

Миновав Череповец, вышли на прямой путь к Рыбинску. 14-го февраля в полдень вышли из города. Дул сильный ветер, лыжники промокли насквозь. Продолжая путь в заледенелой одежде, пятеро героев едва дотянули до спасительных огней деревушки Васильевка. Утром, одев не просохшую одежду, лыжники преодолели еще 56 км до г. Калязин. К вечеру у Малютина Николая поднялась температура до 38,5. Подождав день, лыжники снова отправились в путь. К вечеру заболел Геронтий Попов. К счастью, к утру температура спала.

В Москву лыжники прибыли 23 февраля, оставив позади почти 2800 км. Всесоюзный лыжный переход речников завершился общим кроссом в лесах Подмосковья. К чести посланцев Печоры они финишировали первыми. Почти через три месяца вернулись герои на Родину с наградами и ценными подарками. Встречать их вышел стар и млад, все спешили выразить восхищение и признательность землякам.

Вскоре, после этого грандиозного события, случилось ужасное…грянула война! Пятеро победителей лыжного перехода были призваны на фронт! Четверо из них не вернулись… В 1942 г. погибли Семяшкин Михаил Алексеевич, воевавший в олене-лыжном батальоне, и Попов Геронтий Викторович. Пропал без вести  Рочев Яков Николаевич (1943 г.). Судьба Малютина Николая Степановича осталась невыясненной. Вернулся с войны лишь Смольников Геннадий Константинович, проживавший в дальнейшем Троицко-Печорске.

 

Статья подготовлена по воспоминаниям Г.К. Смольникова и по материалам газеты «Ленинец» от 16 декабря 1972 г.


Возврат к списку