Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
  • Традиционные женские головные уборы конца XIX – нач. XX века в фондах Ижемского районного историко-краеведческого музея.

Традиционные женские головные уборы конца XIX – нач. XX века в фондах Ижемского районного историко-краеведческого музея.

Традиционные женские головные уборы конца XIX – нач. XX века в фондах Ижемского районного историко-краеведческого музея.

Коллекция традиционных женских головных уборов Ижемского историко-краеведческого музея может и не такая значительная, но эти головные уборы поистине являются уникальными. Вместе с платками конца 19 - нач. 20 века, насчитывается более четырех десятков единиц хранения. Составляют их в основном праздничные уборы, которые ценились за красоту, бережно хранились и передавались по наследству. Также они представляли собой и материальную ценность. В своей «Путевой заметке» архангельский губернатор А.П.Энгельгардт отмечает: «Само собой разумеется, эти уборы сравнительно дорогие, встречаются у более богатых, главным образом в Ижме и Мохче». Повседневные же шились из простых тканей и долго не хранились.
Головной убор является одной из важнейших составляющих костюма, и именно он дает исчерпывающую информацию о возрасте и социальном положении женщины. Сразу надо отметить, что головные уборы ижемских коми сходны с северорусскими, и почти как повсеместно, делятся на девичьи и женские. Их можно рассмотреть и раскрыть в процессе венчания, т.к. в Ижемском свадебном обряде женщины меняли головной убор несколько раз.
К девичьим относятся атласная лента или сложенный треугольником и скрученный в тугой валик репсовый либо шелковый платок (иж. ныы юр, прил.1), которому придавали форму венка. Волосы при этом оставляли открытыми. Именно в таком головном уборе выходила невеста к жениху при малом рукобитье, тем самым показывая свое согласие на будущий брак.
При большом рукобитье, невесте расплетали волосы и одевали на голову налобный венец (иж. юрной, нойюр, бисераюр, прил.2). Данный головной убор является очень специфичным, ярким и красивым. Форма юрноя представляет собой очелье (без дна) на твердой основе. Основа юрноя сделана из бересты и обтянута сукном красного цвета. На голове юрной закрепляется за счет широкой полоски из ткани. Очелье расшито бисером, речным жемчугом и медными блестками по красному фону. Нанизанные бисером геометрические фигуры в виде кругов, овалов, крестов, розеток с лучами несут в себе большую смысловую нагрузку. Убор невесты выступал в качестве пожелания счастливой семейной жизни, а также означал и жизнь до замужества у отца и матери, которая была красочной, яркой, беззаботной.
Преображение девушки в замужнюю женщину завершалось ритуалом надевания треюка-ошувки (иж. рöча юр, рогули, ӧшыбка, ошувка, прил. 3-6), мягкого типа головного убора, обычно прямоугольной или трапециевидной формы. Укрепляли его на голове завязками, а сзади пришивали ленты. Данный головной убор надевали на волосник, обвязывали платком, завернутым в жгут. По сведениям некоторых информантов, после венчания платок повязывался спереди, а кисти спадали на лицо девушки. Узел означал, что она уже замужем, но еще девственница. Были и другие варианты подвязывания треюка, когда сложенный лентой платок проходит через затылок, перекручивается спереди надо лбом и завязывается на затылке, либо просто посредством платка завязывался на затылке. По мнению этнографа В.Н.Белицер, обычно треюк-ошувку шили из парчи или украшали ручной вышивкой из золотых и серебряных нитей. Эти золотошвейные изделия вышивали часто сами ижемки, но по русским образцам из Великого Устюга, Торжка и других северных районов России, где существовал данный вид производства. Применяя одинаковую с русскими технику шитья золотом, ижемки вносили своеобразие в узоры, а иногда вместо вышивки золотыми нитками применяли аппликацию из парчи. В коллекции Ижемского музея имеются головные уборы различных вариантов оформления.
Рисунок вышивки встречается растительный, например, с символикой винограда, раскрывающей радость и красоту сотворения семьи, розой - символом сердца, романтической и чувственной любви. Среди орнаментов встречается и стилизованное изображение личины, обрамленное оленьими рогами с многочисленными отростками. По мнению некоторых исследователей, орнамент на данных треюках означает стилизованный образ женщины-рожаницы, женского божества, совершающего акт рождения.
По сведениям информантов, ошувку носили два дня, а на третий день молодая выходила в другом наряде, с повязанным на голове платком (иж. бабаюр). Это покрытие головы, когда женщина поверх чепца (иж. вӧлэсник) из хлопчатобумажной ткани надевала чепец из более плотной ткани (иж. кокошник, прил.7-8) и повязывала сверху платком или шалью.
Кокошник - шапочка овальной формы, который шили из бархата, чаще темно-красного цвета с каплевидным донцем и круглой завязкой, которая перекручивается на затылке, затем надо лбом и закрепляется сзади. Подклад кокошника из хлопчатобумажной ткани. В переднюю часть кокошника вкладывается валик из ткани (иж.кишка), для поддержания формы. Круглое дно кокошника вышивали золотыми и серебряными нитями. На всех кокошниках коллекции прослеживаются зооморфные мотивы, некие ракообразные и паукообразные существа. Некоторые исследователи просматривают в данном орнаменте характерную «распластанную» лягушечью позу, типичную позу рожающей женщины, также видят образ «золоторогого оленя», несущего на своих рогах солнце.
Самым популярным головным убором всех женщин в конце XІX – начале XX вв. был платок. Коллекция дореволюционных платков в собрании Ижемского музея насчитывает 8 предметов. Среди ижемок бытовали полушелковые (репсовые) платки с кистями (иж.сыръя чышьян, прил.9). Это русские платки Богородского уезда конца 19 века со сложным декором в стиле ампир. Крупные цветы, листья папоротника и ветки цветущих акаций, окруженные богатым орнаментом, создают пышность и торжественность, а длинная шёлковая бахрома дополняет неповторимую красоту. Сочетание растительного рисунка и фона могли быть красно-зеленым, сине-желтым, фиолетово-оранжевым, малиново-зеленым. Встречаются экземпляры с вышитыми в центре и по углам букетами цветов поверх основного рисунка. Хотя данные платки были распространены повсеместно, свой пик популярности они получили именно на Ижме. Данные платки были очень дорогие и считались самыми красивыми. Поэтому женщины берегли как зеницу ока, не стирали, т.к. боялись испортить, просто выветривали. Стандартными считались платки в 8 пядей, но встречались и 12-пядевые, которые очень ценились.
В зимний период поверх бабаюра надевали пуховые платки, которые сами вязали или покупали у местных мастериц. По цене такие платки были в стоимость теленка (прил.10)
Несмотря на то, что подобные головные уборы являются на сегодняшний день редкостью, отрадно, что фонды музея пополняется данной коллекцией. Только за последний год из семейных архивов передано в музей три шелковых платка с кистями, репсовый платок, а также кокошник и треюк-ошувка.

                                                                                                                                                                                        Артеева А.П.,                                                                                                   зав. сектором по экспозиционно-выставочной работе МБУК "ИРИКМ". 




Список использованной литературы:

1. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958. 386 с.
2. Попова Т.Г. Ижемский народный костюм: история и современность. Научно-методическое пособие для руководителей фольклорных коллективов. Ижма: Ижемская типография, 2011. 30с.
3. Смирнова О.Н. Природа женщины в представлениях коми-зырян// Арт; №3, 2006. С.144-155
4. Энгельгардт А.П. Русский Север. (Путевые записки Архангельского губернатора), выпуски 1 - 4. Типография Исидора Гольдберга 1896г. 180с.




Возврат к списку