Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

За чаем не скучаем!

За чаем не скучаем!

На Руси один зарок, кроме всякой пищи,

Утром чай, в обед чаек, вечером чаище!!!

Наиболее известная легенда о зарождении чаеводства гласит: «В глубокой древности пастухи заметили одну странную особенность в поведении овец и коз своего стада после того, как они поедят листья какого-то вечнозеленого деревца, - животные становились резвыми, бойкими и легко взбирались на гору. Пастухи решили попробовать действие этих листьев на себе. Он высушили и заварили в кипятке листья этого растения. Получился на редкость ароматный, вкусный и бодрящий напиток».

Как же чай, который сегодня мы привычно завариваем по нескольку раз в день, появился в России? В 1638году боярин Василий Старков привез монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки, среди которых были ничем не примечательные свертки с непонятной травой. Когда русский боярин брезгливо спросил, что это такое, то хан ответил, что это самый дорогой подарок русскому царю. Когда же Старков, гостивший у хана, пробовал этот напиток, он ему ужасно не понравился, даже хотел выбросить этот бесполезный груз, но вспомнив слова, что это очень дорогой подарок, не решился избавиться от него. О том, как оценил царь ханский подарок,  ходят разные слухи. Один из них гласит, что царь, отведав неведомое питье, вытер парчовым рукавом густую бороду и молвил: «Еще!». По другой же версии, царю, напиток не понравился. Иначе как объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет, после этих событий. И на этот раз чай был завезен из Китая, и снова доставили его царские послы.

Ежедневно в своем разговоре мы по нескольку раз произносим китайское слово. Китайцы северных провинций называют чай «тца-е», «ча-е», отсюда и наше слово. Долгое время секрет напитка был известен только в Китае, ведь там его пьют уже 5 тысяч лет. Воспроизводство и изготовление чая в Китае было окутано тайной, чайные плантации строго скрывались и охранялись. Купцы из России покупали за большие деньги чайные семена, хотели сами выращивать чай, но это не удавалось. Оказывается, китайцы не просто продавали чайные семена, а предварительно обливали их кипятком!

Итак, чай привозили из Китая в Москву, за 11 тыс. км. Этот путь мог длиться до двух лет. Поэтому чай был очень дорогим, считался роскошью. Пили его только по большим праздникам и в трактирах. Главным образом чай покупала знать, использовавшая иноземную траву использовала в качестве лекарства, так как было замечено, что приготовленный напиток отвращает от сна  и очищает кровь. В 1674 оду фунт чая (409г.) стоил 30 коп., за эти деньги по тем временам можно было купить 80 кг. ржи. Отсюда и появилось выражение «побаловаться чайком», «дать на чай».

 

Какова же история чая в Ижемском крае? Исконно коми чаями являлись напитки из лесных ягод и трав: шиповника, брусничного и смородинового листа, чаги,  морошки и др.

В 1784 году в Усть-Сысольских лавках можно было приобрести любой нужный населению товар. Уже тогда среди длинного перечня упоминались сахар и китайский чай. Мы можем предположить, что уже в начале XIX в. чай до седьмого пота распивали и  ижемские купцы, которые сами привозили его с ярмарок. Чаек можно было  купить и у чедынцев, когда те шли по реке и торговали на своих караванах.

Уже в конце XIX – начале XX веков, кроме чая, в лавках наших купцов можно было приобрести и посуду для чаепития, сахар.  Фарфоровые чашки и блюдца могли позволить себе далеко не все. Простое население пило чай из керамической или даже деревянной посуды. Из воспоминаний Анастасии Федуловны крестьянское население вплоть до революции крайне мало потребляло чай, считая его недоступным предметом роскоши, требующим и свободного времени, и немалых затрат на покупку самовара, чайной посуды, сахара.

Когда же чай и сахар стали проникать в крестьянские семьи, сложились целых особые способы чаепития:

– чай пили «вприкуску» – сахар откусывали и запивали чаем;

– «внакладку» – сахар клали в чашку или стакан с чаем и помешивали ложечкой до растворения, чтобы чай стал сладким;

– «вдогонку» – кусочек сахара клали на кусочек хлеба. Откусывая хлеб, сахар отодвигали дальше и снова откусывали хлеб, как будто догоняя сахар. При этом получалось так, что сахар съедался только в конце чаепития.

 –  «вприглядку» считался самым экономичным способом. Чай пили «пустым», а на сахар лишь смотрели.

Пить чай ижемцы также предпочитали не по китайским традициям. Кружки и чашки  были немаленькие, ни о каких пиалах речь не шла. Чаще всего чай пили стаканами, обязательно в подстаканнике, чтобы не обжечь руки, не менее 8 стаканов. Чаевничали с полотенцем – им вытирали пот. В купеческих домах напиток пили в любое время дня. Самовар постоянно кипел, приглашая всех желающих к столу,  как домочадцев, так и соседей заглянувших на огонек, или путника с дороги.  Ведь наши ижемцы издавна славились своим гостеприимством, любому, кто переступал  порог дома,  в первую очередь предлагали чай из самовара.

Еще одной особенностью ижемского чаепития являлось добавление в чай лука и сливочного масла. Такой способ являлся лечебным, оберегал наших земляков от болезней в суровых условиях крайнего Севера.

 

 

 


Возврат к списку